Интернет-реклама (рынок России)

18.03.2020

Рост рынка на 20% до 244 млрд рублей

Расходы на рекламу в интернете в России по итогам 2019 года достигли 244 млрд рублей, увеличившись на 20% и составив половину всех рекламных бюджетов в стране. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), которые были обнародованы в середине марта 2020-го.

На протяжении всего 2019 года бюджеты на рекламу в интернете от квартала к кварталу только росли. Высокими темпами рос подсегмент видеорекламы. На контекстную рекламу компании потратили 103,7 млрд рублей (+17%), на видео (in-stream) — 14,7 млрд рублей (+23%), тогда как категорию «прочее» эксперты оценили в 125,6 млрд рублей (+23%). Связанные с интернет-сервисами рекламные бюджеты в 2019 году увеличились на 21% относительно 2018-го, до 213 млрд рублей.

Расходы на рекламу в онлайн-видео выросли до 13 млрд руб. Доля YouTube более 30%

Расходы рекламодателей на онлайн-видео растут гораздо быстрее всего рекламного рынка, в 2019 году они составили 13 млрд руб. «При этом доля YouTube, по нашим оценкам, составляет не менее 30% от рекламы в онлайн-видео»,— уточняет гендиректор Carat Дарья Куркина.

В России хотят установить госсчетчики на сайты под страхом запрета рекламы

18 ноября 2019 года стало известно, что медиакоммуникационный союз, куда входят крупные медиа-компании и операторы связи, готовит при участии Роскомнадзора поправки в российское законодательство, которые введут государственный механизм измерения аудитории интернет-ресурсов.

Законопроект обяжет владельцев интернет-ресурсов установить утвержденный Роскомнадзором счетчик аудитории, разработанный уполномоченной организацией. Данные об аудитории будут передаваться в эту организацию. Нововведение затронет в том числе онлайн-кинотеатры и новостные агрегаторы. За отказ установить счетчик владельцам ресурса запретят рекламировать его или размещать рекламу на нем.

Поправки будут внесены в законы «О рекламе», «Об информации», «О СМИ» и «О персональных данных». В качестве одного из авторов инициативы указана начальник правового управления Роскомнадзора Мария Смелянская. Медиакоммуникационный союз подтвердил, что ему поручили сформировать рабочую группу по обсуждению законопроекта, и что в документ вносятся изменения на основании поступающих отзывов. Обсуждение документа проходит при участии крупных операторов связи, медиакомпаний, Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), «Русбренда», «Яндекса» и Mail.ru Group.

Тендер по выбору уполномоченной организации должен провести Роскомнадзор. Это должна быть компания с долей иностранного владения не более 20%. Готовность участвовать в тендере выразила компания Mediascope. После того, как в 2016 г. были введены аналогичные правила для учета телевизионной аудитории, эта компания стала единым измерителем в данной сфере. В связи с этим ее владелец — британская Kantar Media — продала 80% компании государственному Всероссийскому центру изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Эксперты отмечают, что данные счетчиков влияют на поведение рекламодателей, за внимание которых борются интернет и телевидение. Они связывают появление законопроекта с тем, что телевидение активно перемещается в YouTube. Поэтому, чтобы взять доходы площадок под контроль, и были предложены поправки.

Суточный охват аудитории интернета стал больше, чем у телевидения, в первом квартале 2019 г., согласно данным той же Mediascope. Как сообщает АКАР, по итогам 2018 г. на рекламу в интернете рекламодатели потратили 203 млрд руб., а на телевидении — всего 187 млрд руб. При этом единого измерителя, каким является для телевидения Mediascope, в интернете нет. Данные об аудитории берутся у самих сайтов или же из счетчиков «Яндекса», Google и других компаний.

Эксперты полагают, что большинство участников Медиакоммуникационного союза не поддержат инициативу. Операторов связи смущает мысль, что уполномоченная организация будет иметь доступ к большим данным российского сегмента интернета, которые сможет использовать в коммерческих целях. Если поправки будут приняты, индустрия измерений «уйдет в серую зону», а продажи рекламы будут осуществляться через иностранные сети, считают эксперты.

Сотовый оператор Tele2 отмечает, что данные измерений могут принести пользу бизнесу, если методика будет достоверна и не будет каким-либо образом дискриминировать владельцев ресурсов. Однако если ресурсы будут игнорировать требование по установке счетчика, есть вероятность, что операторам придется их блокировать. «Мегафон» полагает, что государство располагает возможностями для подсчета аудитории интернета и монетизации больших данных и без уполномоченной организации.

Эксперты припоминают, что отрегулировать измерения аудитории интернета власти пытались еще в 2014 г., когда начал действовать закон о блогерах. На ноябрь 2019 года инициатива привязана к законопроекту о едином поставщике 20 общедоступных телеканалов в интернете и об отчетности онлайн-кинотеатров. По словам экспертов, чиновники просто объединили несколько связанных идей в представление о единой государственной измерительной системе.

Законопроект о едином поставщике 20 каналов был внесен в Госдуму в июле 2019 года председателем комитета по информполитике Леонидом Левиным и его заместителем Сергеем Боярским. Согласно документу, до 2020 г. в России должен появиться единый поставщик контента 20 телеканалов для интернет-ресурсов. Поставщика по конкурсу выберет Роскомнадзор. У него будет иммунитет к антимонопольным регулировкам. Инициатива нацелена на борьбу с пиратством, а также на контроль численности аудитории в интернете. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступает против инициативы.

Материал подготовлен Новости ИТ-рынка России от TAdviser


Возврат к списку